||  Мы о нас  ||  Страны  ||  Наши программы  ||  Фотоальбом  ||  Контакт  ||





Мы о нас Контакт Страны    Казахстан    Кыргызстан    Туркменистан    Узбекистан       Общая информация       Исторический обзор       Города       Культура и искусство
         Прикладное искусство
      Обычаи и традиции       Кухня       Полезная информация Наши программы Фотоальбом Ссылки

Главная : Страны : Узбекистан : Культура и искусство : Прикладное искусство :

Декоративно-прикладное искусство.

Керамика Чеканка Декоративная и бытовая вышивка Резьба по дереву

На территории современного Узбекистана уже в древние времена развивались многие виды декоративно-прикладного искусства, что обуславливалось насущными потребностями быта. Археологи находят при раскопках прекрасные образцы керамических изделий, металлической (золотой, серебряной, медной) посуды, женских украшений, расшитой золотыми, серебряными и шёлковыми нитями одежды.

Керамика.

Производство различных видов керамики было, пожалуй, самым высокоразвитым из всех ремёсел в Центральной Азии. Гончары делали различную посуду (блюда, чаши, сосуды для хранения воды, кувшинчики для умывания и т.д.), которая была нужна всем и всегда, игрушки для детей и т.д. На рынках этот товар пользовался неизменным спросом и мастера старались "держать марку". Они стремились улучшать качество своих изделий, создавали новые формы и украшали их новыми рисунками.


Главными центрами керамики были Бухара, Риштан и Самарканд с окрестными районами, но качественные изделия производились также в Коканде, Андижане, Ташкенте и др. городах. Постепенно выделилось несколько локальных школ керамики, каждая из которых отличалась оригинальной техникой исполнения, своеобразием дизайна и колорита.


Керамика разделялась на неполивную и поливную глазурованную. Мастера Ферганской долины (прежде всего из Риштана) и Хорезма употребляли земельно-щелочную глазурь ишкор и для их изделий характерна сине-бело-зелёная цветовая гамма. Гончары Бухары, Самарканда, Ташкента использовали свинцовую глазурь, их изделия имели жёлто-красно-коричневую гамму цветов. Форма блюд, чаш и др. сосудов, а также их орнаментальные композиции были во многом схожи, но при единстве художественного стиля в керамике Узбекистана сохраняются вплоть до наших дней многие ценные черты локальных школ древних мастеров. Прежде всего, это своеобразие традиционных орнаментальных мотивов и отдельных художественно-технических приёмов исполнения.

Узбекская народная игрушка, выполненная из неполивной керамики, популярна уже в течение многих веков. Народные умельцы делали на радость детям причудливые фигурки лошадок, дракончиков, птичек и после обжига расписывали их растительными красками - жёлтой, красной, зелёной, тёмно-коричневой.

Игрушка.

После нескольких нелёгких десятилетий в ХХ веке, когда узбекская керамика не в силах была конкурировать с русскими фабричными изделиями, гончарное производство в Узбекистане переживает сейчас новый подъём. Творчески осваивая опыт мастеров прошлого, современные керамисты создают оригинальные изделия, отвечающие эстетическим запросам своих сограждан. Древнее ремесло возродилось!

Чеканка.

Практически в любом узбекском доме Вы найдёте работы мастеров-чеканщиков: блюда, подносы, чаши, различные кувшины… В течение последних двух столетий на территории современного Узбекистана сформировалось несколько школ чеканки по меди: кокандская, бухарская, маргиланская, самаркандская, ташкентская.

Кокандская чеканка отличается глубокой, но очень чёткой резьбой и цветной орнаментацией. В маргиланской преобладает миндалевидный узор. Для ташкентской характерны крупные формы изделий.

Бухарская чеканка проста и строга. В этом ремесле бухарские мастера были, пожалуй, особенно знамениты. Их работы всегда отличали тонкость и изящество, а также богатство рисунка.

Мастер-чеканщик из Бухары за работой.

Древние мастера предпочитали растительный и геометрический орнамент. Современные мастера, опираясь на опыт своих предшественников и бережно сохраняя традиции, создают новые формы и новый дизайн. Например, украшая изящным традиционным узором медное блюдо, они охотно включают в композицию изображения историко-архитектурных памятников Бухары и других городов, что, несомненно, добавляет своеобразия предмету.

Декоративная и бытовая вышивка.

Вышивка - широко распространённая и многообразная отрасль народного творчества Узбекистана. Вышивками с давних времён украшают одежду, скатерти, полотенца и т.д. Во время свадебных обрядов комнату и постель новобрачных сплошь украшали вышитыми покрывалами и накидками.

Декоративная вышивка чаще всего выполнялась шёлковыми нитями. Она весьма разнообразна и, как и в других видах декоративно-прикладного искусства, здесь также существовало несколько основных центров её производства, образовавшихся в крупных городах Узбекистана. Вышивки разных регионов отличаются друг от друга, прежде всего цветовой гаммой. Для ташкентских вышивок характерны бордовые и ярко-красные тона и крупные мотивы. Для самаркандских - также крупные мотивы, но более холодные тона. А бухарскую вышивку отличает изящный цветочный орнамент значительно меньших размеров и переливчатое многоцветье. Особенно показательны в этом плане сюзане, которые могли служить настенными украшениями, покрывалом для постели и т.д.

В особый промысел выделилось шитьё и вышивка тюбетеек. В Узбекистане существовало несколько форм и множество видов вышивок этого головного убора.

В настоящее время весьма распространена лаконично-утончённая чустская мужская тюбетейка. Она имеет четырёхгранную форму с закруглёнными углами, чёрный фон и украшена орнаментом белый бодом (миндаль). Маргиланские и кокандские тюбетейки сохранили основные черты чустской, но несколько изменённые пропорции орнамента белый бодом придают ей своеобразие.

Широко распространены круглые и четырёхугольные тюбетейки, украшенные шахрисабской вышивкой. Существуют и другие формы тюбетеек и узоры вышивок для них.

Особого разговора заслуживает вышивка золотыми и серебряными нитями, которая, как считают археологи и историки, известна на территории Центральной Азии уже с I - II в.в. н.э. В среде старых мастеров-золотошвеев было распространено мнение, что золотое шитьё получило развитие раньше вышивки шёлковыми нитями.

Грелки для чайника. Золотое шитьё.

Золотое шитьё прошло долгий путь развития и к 17-му веку оно представляло собой уже организованное производство. В крупных городах существовали даже целые кварталы золотошвеев.

Признанным центром золотого шитья на территории Узбекистана становится Бухара. Искусством этим занимались в основном мужчины, но многие из них передавали свой опыт и знания жёнам и дочерям. Под умелыми руками трудолюбивых народных умельцев на шёлке и бархате "оживали" диковинные цветы и птицы, различные фантазийные узоры. Почти всё, что создавалось в золотошвейных мастерских, шло на потребу эмира, придворной знати, их жён. Некоторое количество изделий выполнялось по заказам зажиточных горожан. Вышивая роскошные одежды для богачей, сами мастера зачастую не имели даже условий для нормального существования.

Старейший усто (мастер-вышивальщик) из Бухары Нурмухаммад Султанов.

После революции 1920 г. искусство золотого шитья приходит в упадок и по-настоящему возрождается вновь лишь десятилетия спустя. А сейчас интерес к нему как никогда велик. Огромной популярностью пользуются украшенная золотой вышивкой одежда, обувь, головные уборы, дамские сумочки, пояса…

Особый интерес представляют собой бухарские золотошвейные халаты, поражающие своей декоративностью и орнаментальным разнообразием. Под стать им и тюбетейки, богатство узоров которых также весьма впечатляет.

Вы спросите: а кто и когда носит сегодня одежду, украшенную золотой вышивкой? Ответим: на любом празднике Вы увидите нарядных женщин и девушек, платья которых украшены золотой вышивкой. По особо торжественному поводу золотошвейные халаты надевают мужчины поверх своих обычных костюмов. А уж узбекских жениха и невесту, не имеющих золотошвейной одежды, представить себе вообще невозможно!

Искусство золотого шитья существует не только в малых формах. Для театров вышиваются вручную огромные прекрасные занавеси, различные сюжетные панно. К юбилеям создаются вышитые золотой нитью портреты и т.д.

Трудно рассказать, как выполняется вышивка золотой и серебряной нитью, это надо видеть. Приезжайте, посмотрите, очень интересно!

Резьба по дереву.

Художественная резьба по дереву составляла важнейшую часть всего деревообделочного производства. Орнаментальная резьба украшала предметы обихода - сундучки, столики, шкатулки, пеналы и многое другое. Глубокой резьбой покрывались архитектурные детали и целые конструкции - створки дверей, капители колон и сами колонны, потолки и т.д. Материалом служила, прежде всего, благородная древесина деревьев, растущих в центральноазиатском регионе - карагача, ореха, платана, арчи, шелковицы. Древесина проходила тщательную подготовку к художественной обработке, которая могла длиться порою десятилетиями. В этом виде декоративно-прикладного искусства также существовали целые династии мастеров, так что иногда один мастер начинал готовить материал к дальнейшей обработке (имеются ввиду правильная сушка, пропитка специальными составами и т.д.) и лишь его внук (или даже правнук!) создавал из этого материала шедевр, который мог выдержать испытание временем.

Резное блюдо.

Существовало много различных традиционных приёмов резьбы, которые сохранились до наших дней и успешно развиваются. Признанными центрами резьбы по дереву были и остаются Хива, Бухара, Самарканд, Ташкент, Фергана.

В Узбекистане распространены и другие виды декоративно-прикладного искусства: резьба по ганчу (алебастру), мрамору, ювелирное дело, кожевенный промысел, ковроткачество и т.д. И в любом из них есть свои уважаемые усто (мастера), которые делают великое дело - поддерживают огонь в очаге народных промыслов.









|| ENG || GER  ||  ||
Klassik-Tur © 2001-2012
Design-felix